Японский Дом
ДНК дома с Востока
структура и культура дома,
исследование наследия и трендов Японии
Что вы представляете, когда речь заходит о Японском доме?
Какие основополагающие принципы дома в Японии передаются из поколения в поколение?
Дарю вдохновение, исследование наследия и трендов, 5 ключевых элементов домов в Японии, возникшие первоначально и сохранившиеся спустя тысячелетия.
Что является традицией и укоренилось в ДНК Японского Дома.
Японский дом – это прежде всего крыша
кровля, возведенная над пустотой,
опирающаяся на каркас из деревянных стропил и опор.
Здесь нет ни окон, ни дверей в нашем понимании, ибо в каждой комнате три стены из четырех можно в любой момент раздвинуть, а можно и вовсе снять.
Основополагающие принципы в конструкции Японского Дома:

  • Уважение к природе. Жилище — это ее часть, неотъемлемое продолжение, «где всё — сама природа». Люди не прячутся за толстыми стенами, а стараются быть ближе к природе, создавая единое пространство.

  • Прозрачность — ключевая особенность японской архитектуры. От сюда вытекает стремление использовать легкие и натуральные материалы, чтобы добиться нового уровня прозрачности.

  • Wabi — самодостаточность, рационализм. В японском доме имеется все необходимое и самое лучшее, но при этом нет ничего лишнего.

  • Sabi — уединение. Жилище японца — это место силы, где нет места суете и неожиданным гостям.
Атмосфера Японского дома
Дому Мояси (матия Мояси) в Киото 120 лет — это типичный пример исторического дома, который был тщательно отреставрирован.

Дом функционирует как гостевой, так и место для проведения мероприятий.

Реконструкция матии Мояси демонстрирует традиционную японскую эстетику в интерьере, роль природы в дизайне, концепции, материалы и мастерство, присущие японскому минимализму в интерьере. Обновленное здание демонстрирует японские традиции дизайна интерьера в стиле ваби-саби с песочной текстурой стен, татами на полах и васи на окнах — традиционной легкой бумагой из растительных волокон.

Цель реставрации состояла в том, чтобы выявить и воздать должное традиционной архитектуре и строительному процессу матии в Киото, построенной более века назад.


«Есть надежда, что это здание сохранится, так как его уважают и о нем хорошо заботятся. Оно будет связью с прошлым еще много лет», — пояснила фотограф Тесс Келли, которая посетила здание и встретилась с его владельцами.

У владельцев не было официальных записей о возрасте дома, но они проследили его вплоть до 1893 года, благодаря найденной в стене газете. Они знали, что здание и его территория использовались для выращивания семян солода – ключевого ингредиента для производства саке, соевого соуса, мирина и мисо.

Это определило название Moyashi Machiya (Матия Мояси), что переводится как Дом солодового семени.

  • Планировка здания продиктована наличием двух садов — одного сзади и внутреннего дворика.
  • Общие комнаты расположены вокруг этих двух открытых пространств. Большая столовая находится между ними, а гостиная и кухня — вокруг двора.
  • Эти сады важны для естественной вентиляции здания и основного естественного освещения интерьера. Двери открываются в теплое время года, чтобы интегрировать оба сада в жилое пространство дома. Центральный сад становится открытым проходом из кухни в гостиную и столовую.
  • На втором этаже расположена гостиная с видом во внутренний двор, душевая и чайная комната.
  • Татами покрывают поверхности пола по всему зданию. Хотя эти твердые коврики были в японских домах на протяжении веков, в наши дни их редко можно найти в более чем одной комнате.
  • Традиционный интерьер дополнен обстановкой середины века и современной кухонной и ванной мебелью.
  • Природные материалы — дерево, песок, бумага, камни и солома составляют основную часть проекта. Синтетические же материалы использовались очень аккуратно и в небольших количествах.
    Матия — это длинный деревянный дом традиционной японской архитектуры.
    Обычно матия состояла из небольшого магазина и жилого помещения для своих владельцев. Задняя часть матии может содержать небольшое садовое пространство, для того, чтобы принести в дом свет и воздух и придать ощущение связи с природой.

    Когда-то матии были очень распространены в Киото и других городах Японии. Однако, их постепенно вытесняют современные здания, ведь содержание и ремонт таких домов стоит очень дорого.

    В 2005 году для сохранения исчезающего архитектурного вида в Киото было создано учреждение «Фонд Матия Матидзукури». Городское правительство финансово поддерживает владельцев матия, чтобы помочь восстановить или сохранить облик здания.
    Японские киски
    Бакэнэко – кошка-оборотень. Бывает двух видов: готоку-нэко (五徳猫) – двухвостый кот-хранитель очага с бамбуковой дудочкой для раздувания огня) и Кася (火車/化車) – человекокот с горящим хвостом, который приходит во время похорон и, вызывая тайфун, уносит тело и душу покойника в ад;
    Ёкай - кошка-демон, к которой относятся кайбё (怪猫) - дух кошки, испившей при жизни крови хозяина, который был несправедливо убит или совершил самоубийство; Нэкомата (猫又/猫股) – кот с длинным раздвоенным хвостом, который охотится на людей и устраивает пожары.

    1
    Прихожая японского дома
    Гэнкан (яп. 玄関) зона у входной двери, традиционная для японских домов и квартир,
    представляет собой комбинацию крыльца и прихожей.
    Гэнкан расположен на психологической границе между внутренними помещениями дома и внешним миром. Это существенная часть японского дома, является связующим звеном между домом и внешним миром. Японцы не носят дома обуви, и поэтому им нужно место, где её можно снять. В квартирах, расположенных в многоквартирных домах так же обязательно будет гэнкан, но как правило, попроще, чем в индивидуальном доме.

    Техническая конструкция гэнкана представляет собой разный уровень высоты, гэнкан расположен ниже основного уровня пола дома. С практической точки зрения, благодаря такому обустройству в доме чище, перепад уровня пола задерживает грязь и пыль, которая может попасть с улицы.

    В домах, построенных в традиционном японском стиле, гэнкан отличается некоторой официальностью, и при входе в дом ожидается соблюдение определённых норм этикета. Разделение между внутри дома и снаружи до того вошло в плоть и кровь японцев, что войдя в помещение они действуют не задумываясь. Как только входят в дом, снимают обувь и ставят её носками к двери или кладут в специальный ящик для обуви.

    И если своему гэнкану надо оказывать уважение, то гэнкану в чужом доме принято оказывать уважение вдвойне. Сначала, оставаясь снаружи, нужно провозгласить приветствие по установленной форме, объявляющее о вашем приходе:

    "одзяма симас" - смысл которого можно передать как: "простите, что беспокою" или "я собираюсь вам помешать",

    Прихожая говорит гостям о доме, в который они заходят. По этой причине там часто можно увидеть украшения и декор: цветы или какой-то орнамент.

    Описанный способ вступать в контакт много говорит о японской культуре, философии и идеалах. У них есть чему поучиться в вопросах соблюдения дистанции и уважения личного пространства, как своего, так и другого.
    Первоначально словом гэнкан обозначался вход в Дзэн-буддийский храм.
    Слово пишется двумя иероглифами, обозначающими "врата в глубокие знания".

    Подразумевалось, что всякий входящий через ворота начинал жизнь, посвящённую учению, которое требует усилий. Гэнкан храма имел высокую значимость для учеников — это был их первый шаг в жизнь созерцателей, ищущих истину в размышлении.
    Примерно в XVII веке самураи у входа в свои дома начали строить прихожие вместе со ступенькой сикидай. Эти прихожие они называли гэнкан, по названию ворот в Дзэн-буддийский храм. Постепенно термин гэнкан перешёл из сферы духовной в светскую жизнь. Вскоре их стали строить и богатые купцы, а потом обычай распространился и среди простого народа.

    Даже сегодня гэнкан можно считать самой престижной частью дома, местом, возвышающимся над банальностью быта.

    Гэнкан — место традиций. Возвращаясь домой с похорон, никто не входит в дом, не посыпав себя сначала солью, исполняя старинный ритуал очищения.
    В этом важном месте необходимо соблюдать определённые обычаи. Предполагается, например, что прежде чем войти в гэнкан вы снимете верхнюю одежду и головной убор и убедитесь, что всё в порядке. Войдя в гэнкан, нужно будет снять обувь. Лучше всего расположить её носками к двери, на полу у ступеньки, немного в стороне (не в центре). Такие действия покажут ваше уважение к этикету гэнкан.

    2
    Фундамент дома
    Ваби-Саби (яп. 侘寂) «скромная простота»; ваби «непритязательная простота» + саби «налёт старины; умиротворение одиночества». Обширная часть японского мировоззрения: «ваби» ассоциируется со скромностью, одиночеством, не яркостью, однако внутренней силой; «саби» — с архаичностью, неподдельностью, подлинностью.
    Японская эстетика сформировалась как результат сложного взаимодействия между обществом, человеком и природой. В домах японцев всегда есть растения, особенно возле окон, и удивительное дело растения не заслоняют свет, а наоборот зрительно расширяют пространство, соединяясь с природой.

    В японских домах много деревянных предметов, что вписывается в эстетику ваби-саби, согласно которой красиво всё, что отражает время.
    Поэтому потемневшее дерево не закрашивают, а напротив, восхищаются им.
    Это касается не только дерева, но и многих органических материалов. Как сделать их частью дома? Как они будут усыхать, стареть и меняться от времени? Что делать, чтобы сберечь их, и в то же время позволить им естественным образом стариться? Стареть и вянуть положено красиво, без признаков неряшливости и неухоженности.
    Кинцуги сродни философии ваби-саби. Смысл состоит в принятии изъянов и умении видеть красоту в несовершенстве.

    Кинцуги можно считать образным воплощением преодоления утраты или предательства, воплощением, которое сфокусировано не на самой утрате, а на том, как она сказывается на человеке, ее пережившем. Кинцуги играет важную роль в чайной церемонии, многое открывая в духовных и культурных ценностях, присущих садо: чайные чашки с золотыми заплатками и прочими «изъянами» и «несовершенствами» ценятся выше тех, что безупречны на вид. Ведь изъяны, заплатки и трещины красноречиво повествуют об отношениях владельца с предметами: насколько вещи ухожены, насколько любимы, до какой степени на них полагаются и какую роль они играют в практике хозяина.

    Рана это место, через которое в тебя входит свет. Руми, персидский поэт (1207-1273)

    Философия кинцуги сформировалась благодаря свойственной японцам психологической гибкости и готовности принять то, что невозможно изменить.
    Для этого явления есть особое слово «сиёганай», означающее «ничего не поделаешь!».
    Прямо перед тобой купили последний батон хлеба в пекарне? Сиёганай. Выучил роль, пошел на прослушивание, но роли не получил? Сиёганай.
    Ты признаешь, что разочарован, но понимаешь, что делать тут нечего? Неприятно, да, давай в этом себе признаемся и пойдем дальше.


    3
    Порядок дома
    Дзэн, дзен (от яп. 禅; санскр. ध्यान, дхья́на — «созерцание», кит.) Пустота как основа японского минимализма. Одной из важнейших особенностей японской архитектуры как традиционной, так и современной, является наличие больших объемов пустого пространства.
    Ключ к разумной организации пространства держать в доме только то, без чего действительно не обойтись. Во многом это связано с разумными принципами хранения и особом традиционном для японцев отношением к пространству и свободе.

    В архитектуре Японии это проявилось в том, что японцы не боялись пустоты, свободного пространства при конструировании своих сооружений. И внутри, и снаружи присутствует пустота. В японском доме именно акценты на единичные художественные произведения оформляли пространство комнаты и имели особый философский смысл, который хотел придать своему жилищу хозяин.
    В феодальный период появилась идея красоты пустого пространства. Она распространилась не только в архитектуре, но и в литературе, и в живописи, влияла на образ жизни японцев. Считалось презренным и безвкусным иметь много вещей, говорить много слов.

    Японцы считают, что всегда полезно потратить сколько-то времени и энергии на то, чтобы дом стал красивей, а жизнь в нём - приятнее. Прибранный, разумно обустроенный дом способствует ясному взгляду на ход вещей. В спешке искать что-то потерянное, когда вокруг хаос, - это серьезный стресс.

    Человек от природы нуждается в собственной территории, а дом воспринимается персональным раем и местом силы, чтобы было куда вернуться,
    Осмысление пустоты, красоты пустого ничем не заполненного пространства, неукрашенных природных материалов в отделке внешних и внутренних интерьеров также сближает минимализм и японскую национальную архитектуру.
    Такое стремление к пустоте дает человеку ощущение свободы от ненужных излишних вещей, спокойствие, умиротворенность.

    Пустота как основа японского минимализма
    Пустота в современном японском минимализме связана с древними религиозными представлениями и идеями Дзэн, она сакральна, а значит, наделена смыслом. В национальной религии японцев — синтоизме — существовало особое отношение японцев к природе и к пустоте, связанное с обожествлением рек, гор, животных, растений и деревьев.

    В синтоизме имелось священное пустое пространство перед храмом, где, как считали люди, обитали боги. Такое место огораживалось соломенной веревкой и засыпалось белой галькой; здесь верующие возносили молитву и приносили в жертву богу рис или рисовое вино. То есть пустое пространство обладало сакральным смыслом, являлось священным местом. Оно не воспринималось как отсутствие, недостаток, а, наоборот, заключало в себе божественное присутствие.

    Японский минимализм также восходит к идеям дзэн-буддизма. «Согласно доктрине дзэн, реальность — это отсутствие действия, пустота — это истина, а высший смысл всего — это нечто грандиозное и неподвижное».

    Дзэн пришел в Японию в XII в. и оказал большое влияние на различные аспекты японской жизни — не только на духовную жизнь самураев, но также на художественное выражение жизни образованными и культурными слоями общества.
    Основные эстетические принципы дзэн — ваби и саби — можно сформулировать как «красоту простоты» .


    4
    Гибкость дома
    Сёдзи (яп. 障子 сё:дзи) — в традиционной японской архитектуре это дверь, окно или разделяющая внутреннее пространство жилища перегородка, состоящая из прозрачной или полупрозрачной бумаги, крепящейся к деревянной раме.
    Дом-трансформер
    Одной из главных особенностей в японском доме является его способность к превращениям.

    В большинстве японских домов отсутствуют жёсткие перегородки и нет комнат, предназначенных для определенных целей, - за исключением гэнкана, кухни и ванной. Гибкая планировка делает пространство многофункциональным и более пригодным для жилья.

    В качестве перегородок используются передвижные фусума (скользящие двери) и сёдзи — один из традиционных архитектурных элементов японского дома, разделяющий его пространство. Обклеенные полупрозрачной бумагой деревянные рамы, которые двигаются по деревянным пазам, проложенным по полу и потолку, что экономит место и делает пространство дома подвижным и намного более адаптивным.

    Жилая зона находится обычно в центре дома, а окружающие её перегородки, если нужно больше пространства, можно убирать.

    По традиции для создания сёдзи используется японская бумага васи, крепящаяся к деревянному каркасу. Однако в современных домах можно встретить сёдзи, в которых используется стекло, пластик или бумага, произведенная фабричным способом.

    Интересны некоторые другие элементы сёдзи. Так, верхняя перекладина над дверью называется «камой», а рельса внизу — «сикии».
    У сёдзи нет колес, поэтому одна из главных сложностей при их создании — обеспечить легкое скольжение при минимальном приложении силы.

    Кроме удобства перестановки, у сёдзи есть еще одно практическое применение.
    Оно заключается в том, что бумага сёдзи является великолепным фильтром, например, табачного дыма.
    Сёдзи не имеют абсолютного никакого звукопоглощения, поэтому, находясь в традиционной японской комнате, стоит вести себя тихо.
    Хрупкая конструкция сёдзи требует достаточно частого ремонта. Также раз в год сёдзи полностью оклеивают новой бумагой.

    Впервые сёдзи появились в эпоху Хэйан (794-1185 года). Их предшественниками были передвижные перегородки «ситомидо» и глухие съемные панели «маирадо», использовавшиеся в период Нара (710-794 года). В последствие в место «маирадо» появились раздвижные дощатые двери, получившие название «яридо». Именно их можно увидеть в построенном в 1053 году павильоне Феникса (храм Бёдоин). Считается, что «яридо» и послужили прообразом сёдзи.

    Большую роль в появлении сёдзи сыграл известный политический деятель эпохи Хэйан — Тайра-но-Киёмори. В одном из павильонов своего поместья Рокухара Киёмори вместо бамбуковых штор сделал оклеенные бумагой двери, которые совместили в себе не только функцию наружных стен, но и защиты от солнца.

    Окончательно сёдзи вошли в японский обиход к 15 веку и с тех пор стали неотделимой частью японского дизайна.

    5
    Красота дома
    Токонома́ (яп. 床の間) ниша в стене традиционного японского жилища,
    является одной из 4 основных составляющих элементов главного помещения японского аристократического дома
    Токонома

    Ниша в стене для украшения, туда помещают что-то, что украшает дом, например свиток с каллиграфией или живое искусство, икебану или деревце бансай.
    По смыслу и значению токонома что-то вроде камина на западе или алтаря.
    Существуют разные теории о происхождении токонома. Это могла быть ниша для сна, её размер был как раз для размещения спальных принадлежностей.

    В эпоху Камакура (1185-1333) и позднее в эпоху Муромати (1336-1573) пол ниши был приподнят, и ее можно было использовать как платформу или сидение. Также к концу эпохи Камакура в токонома стали вешать буддийские картины, ставшие основным акцентом ниши. Кроме этого ставилась ваза с цветами, курильница для благовоний или подсвечник. В период Муромати распространенным декоративным элементом токонома наравне с вазами и курильницами стали свитки с каллиграфией дзэн-буддийских священников. Подсвечники больше не использовались.

    К эпохе Момояма (1573-1615) токонома приобрела принятую в наши дни форму и стала использоваться исключительно для демонстрации драгоценных объектов искусства.
    Японский дом в наши дни
    В современной японской архитектуре сохранилась та самая молекула ДНК, которую в свое время Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright) определил: «где всё — сама природа».
    Современное жилье в Японии
    • Средний размер дома/квартиры в Японии — 5 комнат. Это три спальни, гостиная и кухня/столовая. Жилая площадь такого дома — около 90 кв. м. Для частных домов это, соответственно, 6 комнат и около 120 кв. м жилплощади. В Токио, где цены на жилье существенно выше, квартиры и дома меньше в среднем на одну комнату.
    • Абсолютное большинство японских детей имеет собственную комнату (для каждого ребенка).
    • В современных японских домах практически всегда есть, как минимум, одна комната в традиционном стиле. Остальные же комнаты обычно делаются в европейском стиле, с деревянными полами, коврами, кроватями, столами, стульями и так далее.
    • В современных японских домах ходить в таби холодно (пол не обогревается), поэтому японцы носят тапочки. Для туалета есть специальные тапочки, чтобы не разносить грязь. Вообще, японцы очень скрупулезно относятся к личной и домашней гигиене.
    • В японских ваннах и банях не принято мыться. Они предназначены для того, чтобы расслабиться в горячей воде после трудного дня. Залезать в ванную и идти в баню принято только после предварительного мытья под душем. Обычно по вечерам ванну принимает вся семья, причем в одной воде — она в Японии весьма дорогая. Обычно вода в ванне нагревается до 40°.

    В целом японское жилье хуже и дороже, чем в большинстве европейских стран и Америке. Многие современные японские дома дизайном и качеством постройки напоминают хрущевские пятиэтажки, а по уровню удобств могут даже быть хуже их.

    Около 60% японцев живут в собственных домах. Остальные либо снимают жилплощадь, либо живут в домах, которые им предоставляет фирма, в которой они работают, или правительство. Есть, разумеется, и бездомные, но их не так много.

    Большая часть частных домов находится в пригородах крупных городов или в сельской местности. Чтобы добраться до работы, японцы ездят на электричках.

    Основное средство передвижения в больших городах — общественный японский транспорт(метро и автобусы). Тем не менее, двое из каждых трех японцев имеют водительские права и собственную автомашину. Права на вождение мотоцикла можно получить с 16 лет, автомобиля — с 18 лет. Между городами японцы предпочитают перемещаться по железной дороге системы скоростных поездов — Синкансэн.

    Домашний адрес
    Большая часть улиц в Японии не имеет названий. Адрес дома в таких случаях указывается описательно («третий дом от развилки после супермаркета») или в соответствии с нумерацией внутри квартала. Нумеруются дома по порядку постройки, так что проблема ориентирования в городе и нахождения нужного здания стоит очень остро. В современные автомашины для этого ставят специальные спутниковые навигационные системы.
      Можно утверждать, что японская строительная индустрия, особенно жилищное строительство, начинает постепенно дистанцироваться от старых, поистине дедовских методов, когда нанимаемая бригада плотников воздвигала традиционный дом в национальном стиле, ориентируясь на индивидуальные пожелания заказчика. Теперь чаще всего переговоры с заказчиком начинаются с просмотра стандартных моделей дома, различающихся между собой лишь деталями отделки и интерьера.

      Более 15 процентов новых домов возводится ныне из стандартных блоков и деталей, изготовляемых поточным способом на стройкомбинатах. Объем производства на таких комбинатах растёт год от года, не исключая возможностей индивидуального строительства, японские строители все настойчивее переходят к более дешевым поточным методам стандартизованного возведения домов.
      Современный дом с атриумом в Японии
      Архитектор Кохей Юкава спроектировал для себя и своей семьи дом с гибкими пространствами, расположенными вокруг атриума с деревом в центре
      Приступив к строительству собственного дома, японский архитектор Кохей Юкава (Kohei Yukawa) в первую очередь подумал о создании рабочего кабинета, потому что из-за пандемии он и его семья стали проводить намного больше времени дома.
      Кроме того, для соучредителя Yukawa Design Lab было важно стереть границы между внутренним пространством и окружающим ландшафтом, чтобы свет, ветер и зелень стали частью интерьера.

      Снаружи фасады дома облицованы гофрированными металлическими листами. Вход, защищенный широким навесом, ведет с подъездной дорожки в атриум, где из окон, простирающихся на от пола до самой крыши, открывается вид на задний двор.

      • Дерево, растущее в центре, усиливает ощущение присутствия природы в доме.
      • На первом этаже архитектор организовал многофункциональное пространство, предназначенное для работы, детских игр или вечеринок.
      • Кроме того, комнату можно превратить в спальню, если в семье будет пополнение.
      • Основные функциональные зоны располагаются наверху. Кухня и столовая находятся с одной стороны от центральной лестницы, а гостиная — с другой.
      • На втором этаже также находится комната с традиционными японскими татами, которую можно отделить от остального пространства с помощью ширм седзи.
      • Такой же прием архитектор использовал в оформлении собственного офиса, закрыв его раздвижными перегородками из поликарбоната.
      Бетонные джунгли: дом в Токио
      Архитектор Акихиса Хирата вдохновлялся самой природой, проектируя дом, в котором интерьер и экстерьер неразрывно связаны друг с другом
      Этот дом, расположенный в токийском районе Тосима, принадлежит семье из нескольких поколений.
      Работая над проектом, архитектор Акихиса Хирата (Akihisa Hirata), черпал вдохновение в строении деревьев.

      • Узкое здание, устремленное вверх напоминает ствол, а балконы и террасы расходятся в разные стороны словно ветви.
      • Проект состоит из трех основных элементов: бетонных объемов разных размеров, которые встраиваются в своеобразную пирамиду, проемов, связывающих интерьеры и окружающий мир, а также зеленых растений, окружающих сооружение.
      • Первый этаж дома отдан под общественные пространства: офис и галерею. Между ними находятся санузлы, лестница и лифт. На уровень выше расположились отдельные квартиры, в одной из которых живет бабушка. Основные апартаменты занимают несколько верхних этажей.
      • Бетонные стены, пол и потолок в интерьерах поддерживают визуальную связь с внешним обликом здания.
      • Чтобы сделать пространство более уютным команда использовала теплые тона и текстуры натуральных материалов. Например, кабинет полностью оформлен деревянными панелями, а маленькая угловая комната, задуманная как место для отдыха, декорирована кожей.
      • Большая часть комнат имеет выход на террасы, утопающие в зелени.
      • Окна на фасадах выделены бело-бетонными рамами, которые напоминают листы бумаги, сложенные в незамысловатые фигуры.
      • На выступах высажены цветы, которые защищают жильцов от глаз прохожих и соседей.
      • Внешняя лестница, огибающая угол бетонного объема, в котором находится главная спальня, ведет к саду на крыше, откуда открывается вид на город.
        вам могут быть интересны эти материалы
        Трансформация Дома
        курс на преобразование дом
        Торжество Дома
        жизнь Чувство Дома
        Быт Дома
        энциклопедия, житейские премудрости
        Made on
        Tilda